Личный сайт

Антоновой Маргариты Анатольевны,

 учителя биологии и химии

  МОУ "Староурмарская СОШ"

Строение крови и ее свойства

 

Муниципальное образовательное учреждение

 «Староурмарская средняя общеобразовательная школа»

Урмарского района Чувашской Республики

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока биологии в 9 классе на тему:

 

 

Строение крови

и ее свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Урок разработан и проведен

                                                                 учителем биологии

                                                                 Егоровой Маргаритой Анатольевной                 

                                                                 на семинаре заместителей директоров

                                                                 по учебно - воспитательной работе,

                                                                 состоявшегося на базе школы

                                                                 25 октября 2002 года.

 

 

 

 

 

 

 

Старые Урмары - 2002

Цели урока:

 

1.     Развитие знаний об организме как едином целом, об относительном постоянстве внутренней среды.

2.     Развитие умений находить взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией.

3.     Сформировать потребность в здоровом образе жизни; умения и навыки логического мышления, экспериментального доказательства последствий курения.

 

Оборудование:

 

·        Диафильм «Строение и функции крови», диапроектор;

·        микроскопы (12 штук), микропрепараты: «Кровь человека» и «Кровь лягушки», штатив для микропрепаратов;

·        таблицы: «Влияние курения на организм человека», «Сравнение эритроцитов хладнокровных и теплокровных»,

·         схемы: «Внутренняя среда организма», «Состав крови», «Эритроциты», «Группы крови», «Свертывание крови», «Иммунитет»;

·        портреты: И.И. Мечникова, Л.И. Пастера;

·        магнитофон и кассеты для физкультминутки «Руки вверх» и «Одинокий пастух».

 

 

План урока:

 

 

1.     Гомеостаз.

2.     Эритроциты, строение и функции.

·        Курение.

·        Малокровие.

 

3.     Лейкоциты, строение и функции.

·        И.И.Мечников.

·        Иммунитет.

 

4.     Выводы по уроку.

5.     Домашнее задание. Итоги урока.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Слово учителя:

С давних времен люди считали кровь магической жидкостью. Кровью клялись в вечной верности, кровью скрепляли подписи в договорах, окропляли землю, чтобы получить богатый урожай.

Удивительные свойства крови издавна вызывали интерес у людей. Например, способность человека регулировать и поддерживать температуру своего тела; сложные механизмы саморегуляции действовали, несмотря на колебания температуры окружающей среды.

Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить и объяснить, с чем связаны удивительные свойства крови, узнаем, что такое «гомеостаз» и с биологической точки зрения найдем причины заболеваний крови.

Организм – это сложная система, которая существует в окружающей среде в постоянном состоянии, несмотря на непрерывно меняющуюся обстановку. Французский физиолог Клод Бернар в 1857 году высказал мысль, что именно постоянство внутренней среды обеспечивает выживание. К.Бернар всегда поражался способностью теплокровных  животных к регуляции и поддержанию постоянной температуры тела, содержания воды.

В 1932 году американский физиолог Уолтер Кэннон ввел термин «гомеостаз», что означает постоянство внутренней среды.

 

(Учитель записывает определение на доске, ученики – в тетрадях.)

 

Бернар высказал классическое утверждение о том, что постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни. Системы саморегуляции действуют не только на уровне организма, но и на уровне клеток.

 

Вопрос: Чем образована внутренняя среда организма? Какая связь между ее компонентами?

 

(повесить на доску схему «Внутренняя среда организма»)

 

Ученики: (используя таблицу) Межклеточное вещество омывает каждую клетку, из крови в межклеточное вещество поступает кислород, вода и питательные вещества. Клетки выделяют в межклеточное вещество углекислый газ и продукты распада.

 

Вопрос: Какую роль играет кровь?

(повесить на доску схему «Состав крови»)

 

Ученики: (используя схему).

 Состав крови:

1.      Плазма – 60 %:

1)      Вода – 90 %;

2)      Органические вещества:

·        Белки;

·        Жиры;

·        Углеводы (глюкоза).

3)      Минеральные вещества (K, Na, Ca, Mg, Cu, Cl).

2.      Форменные элементы:

·        Эритроциты

·        Лейкоциты

·        Тромбоциты

 

Учитель: Постараемся найти взаимосвязь между строением и функциями форменных элементов крови. Для этого оформляем таблицу:

 

(Учитель записывает на доске, ученики – в тетрадях.)

 

Форменные элементы

Особенности строения

Функции

1. Эритроциты

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос: Какие особенности имеются в строении эритроцитов? Что интересного в форме клеток?

Ученики: Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска.

Учитель: Оказывается при такой интересной форме площадь поверхности эритроцитов в 1,6 раза больше, чем площадь поверхности шара такого же диаметра.

Вопрос: Способствует ли увеличение площади поверхности лучшему выполнению функций эритроцитов?

Ученики: Да. Чем больше поверхность эритроцита, тем больше переносится молекул кислорода.

Учитель: Запишем эти данные в таблицу.

 

Физкультминутка.

(включить музыку «Одинокий пастух»)

Учитель: После просмотра диафильма наши глаза устали. Сделаем зарядку для глаз. Повторяем движения за мной: вверх – вниз, вправо – влево, по кругу. Теперь быстро поморгаем в течении 1 минуты.

 

Экспериментальная работа.

Учитель: Проведем экспериментальную работу. Посмотрим с помощью микроскопа препараты клеток крови человека и лягушки и сравним их.

 

Вопрос: Чем отличаются эритроциты человека и лягушки?

Ученики: Размерами. Эритроциты человека меньше, чем у лягушки.

Учитель: Оказывается, чем меньше эритроциты, тем лучше они выполняют свои функции. Как вы думаете, почему?

Ученики: Быстрее передвигаются.

Учитель: Действительно, меньшие размеры эритроцитов человека увеличивают полезную емкость, лабильность крови, поэтому скорость движения крови увеличивается. Внесем краткие данные в таблицу.

(Учитель записывает на доске, ученики – в тетрадях.)

 

Вопрос: (используя таблицу «Эритроциты») В каком направлении шла эволюция эритроцитов?

Ученики: Размеры уменьшаются от низших животных к высокоорганизованным.

Учитель: Для сравнения приведу пример:

Mr (Hb) беспозвоночных  = 350 000

Mr (Hb) теплокровных = 16 000

 

(Mr – относительная молекулярная масса, Hb – молекула гемоглобина)

Вопрос: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Значит, эволюция шла в направлении уменьшения относительной молекулярной массы и, следовательно, размеров эритроцитов.

Учитель: Раньше считалось, что у королей и принцесс кровь голубая. Благородной считалась белая незагорелая кожа с просвечивающими голубыми жилками.

Вопрос: Какого цвета кровь? Почему?

Ученики: Красная, т.к. присутствует белок гемоглобин.

Учитель: (Указывая на записи) Когда и где происходят эти процессы?

Hb + O = HbO (оксигемоглобин)

Ученики: В легких, при обогащении крови кислородом.

 

Hb + CO2 = HbCO2 (карбогемоглобин)

Ученики: в органах и тканях, которые отдают продукты обмена.

 

Hb + CO = HbCO (карбоксигемоглобин)

Ученики: при отравлении угарным газом.

 

Учитель: Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом?

Ученики: При необходимости привести в чувство с помощью нашатырного спирта. Вынести на свежий воздух, чтобы в легкие поступал кислород.

Учитель: А вы знаете, что отравление угарным газом может быть добровольным. Как вы думаете, когда?

Ученики: При курении.

Вопрос: Какие вещества поступают в организм курящего человека вместе с дымом?

Ученики: (Используя таблицу) Угарный и углекислый газ. Синильная кислота. Никотин, радиоактивные, канцерогенные вещества.

 Радиоактивные вещества: Pb (свинец), Bi  (висмут), Po (полоний).

Канцерогенные вещества вызывают рак.

Учитель: Приведу один пример:

 при прохождении ежегодной флюрографии человек получает облучение – 0,75 Р (рентген) в год. Это предельно допустимая доза.

при выкуривании 1 пачки сигарет в день – 500 Р в год (1,36 Р в день)

Какой можно сделать вывод на основании этих данных?

Ученики: При курении допустимая доза ежедневно превышает норму, значит курящий человек постоянно облучается.

 

Физкультминутка.

(включить музыку «Руки вверх»)

 

Вопрос: Что такое малокровие? С чем это связано?

Ученики: Уменьшение количества эритроцитов. Нужно больше бывать на свежем воздухе. Заниматься спортом.

Учитель: (Используя таблицу) Посмотрите на эти данные и вы можете сравнить их со своими анализами крови.

 

Нормы содержания эритроцитов и гемоглобина в крови.

 

 

Эритроциты

Гемоглобин

Девочки

4,0 – 5,1 млн. куб. мм

13 – 16 %

Мальчики

3,7 – 4,7 млн. куб. мм

12 – 14 %

 

 

Учитель: Теперь сопоставим строение других форменных элементов крови – лейкоцитов – с выполняемой функцией.

Вопрос: Какая форма лейкоцитов? Какие преимущества они имеют в связи с этим?

Ученики: Непостоянная, поэтому они могут проникать даже через стенки капилляров, способны к активному движению. Способ питания – фагоцитоз.

Учитель: Все сведения внесем в таблицу.

 

Лейкоциты

Непостоянная форма тела

Способны проникать через стенки капилляров; захватывают и переваривают чужеродные белки.

 

Учитель: О том, как был открыт фагоцитоз нам расскажет Яна. Она подготовила сообщение.

 

Сообщение о И.И.Мечникове.

 

Вопрос: Что такое иммунитет?

Ученики: Защитная реакция организма на чужеродные белки.

Вопрос: Какие бывают виды иммунитета?

Ученики: Врожденный или естественный. Он наследуется потомством от родителей. Приобретенный или искусственный, вырабатывается после перенесенных заболеваний.

 

Физкультминутка.

(включить музыку «Одинокий пастух»)

Учитель: Восточные знахари знали на теле человека 700 важных точек. При надавливании, массировании этих точек знахари лечили больных людей. Для профилактики инфекционных заболеваний нужно ежедневно их массировать. Повторяйте за мной: (показывает, как массировать точки, ученики повторяют) ангина – точка на большом пальце руки, насморк – на переносице, рядом с крыльями носа, боли в ухе – точка около раковины уха, мочка уха, зубная боль – точка на затылке, головная боль – виски.

 

Контрольные вопросы:

·        Как проявляется взаимосвязь строения и функций клеток крови?

·        Почему кровь называют зеркалом здоровья человека?

·        Какие факторы окружающей среды влияют на состояние внутренней среды, на состав крови?

 

Домашнее задание: Закончить таблицу, внести в нее записи о тромбоцитах.

 

Итоги урока: Что нового и интересного вы узнали на уроке?

Оценки за урок.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".