| ||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||
Строение крови и ее свойстваМуниципальное образовательное учреждение «Староурмарская средняя общеобразовательная школа» Урмарского района Чувашской Республики
Конспект урока биологии в 9 классе на тему:
Строение крови и ее свойства
Урок разработан и проведен учителем биологии Егоровой Маргаритой Анатольевной на семинаре заместителей директоров по учебно - воспитательной работе, состоявшегося на базе школы 25 октября 2002 года.
Старые Урмары - 2002 Цели урока:
1. Развитие знаний об организме как едином целом, об относительном постоянстве внутренней среды. 2. Развитие умений находить взаимосвязи между строением клетки и выполняемой функцией. 3. Сформировать потребность в здоровом образе жизни; умения и навыки логического мышления, экспериментального доказательства последствий курения.
Оборудование:
· Диафильм «Строение и функции крови», диапроектор; · микроскопы (12 штук), микропрепараты: «Кровь человека» и «Кровь лягушки», штатив для микропрепаратов; · таблицы: «Влияние курения на организм человека», «Сравнение эритроцитов хладнокровных и теплокровных», · схемы: «Внутренняя среда организма», «Состав крови», «Эритроциты», «Группы крови», «Свертывание крови», «Иммунитет»; · портреты: И.И. Мечникова, Л.И. Пастера; · магнитофон и кассеты для физкультминутки «Руки вверх» и «Одинокий пастух».
План урока:
1. Гомеостаз. 2. Эритроциты, строение и функции. · Курение. · Малокровие.
3. Лейкоциты, строение и функции. · И.И.Мечников. · Иммунитет.
4. Выводы по уроку. 5. Домашнее задание. Итоги урока.
Ход урока: Слово учителя: С давних времен люди считали кровь магической жидкостью. Кровью клялись в вечной верности, кровью скрепляли подписи в договорах, окропляли землю, чтобы получить богатый урожай. Удивительные свойства крови издавна вызывали интерес у людей. Например, способность человека регулировать и поддерживать температуру своего тела; сложные механизмы саморегуляции действовали, несмотря на колебания температуры окружающей среды. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить и объяснить, с чем связаны удивительные свойства крови, узнаем, что такое «гомеостаз» и с биологической точки зрения найдем причины заболеваний крови. Организм – это сложная система, которая существует в окружающей среде в постоянном состоянии, несмотря на непрерывно меняющуюся обстановку. Французский физиолог Клод Бернар в 1857 году высказал мысль, что именно постоянство внутренней среды обеспечивает выживание. К.Бернар всегда поражался способностью теплокровных животных к регуляции и поддержанию постоянной температуры тела, содержания воды. В 1932 году американский физиолог Уолтер Кэннон ввел термин «гомеостаз», что означает постоянство внутренней среды.
(Учитель записывает определение на доске, ученики – в тетрадях.)
Бернар высказал классическое утверждение о том, что постоянство внутренней среды является обязательным условием свободной жизни. Системы саморегуляции действуют не только на уровне организма, но и на уровне клеток.
Вопрос: Чем образована внутренняя среда организма? Какая связь между ее компонентами?
(повесить на доску схему «Внутренняя среда организма»)
Ученики: (используя таблицу) Межклеточное вещество омывает каждую клетку, из крови в межклеточное вещество поступает кислород, вода и питательные вещества. Клетки выделяют в межклеточное вещество углекислый газ и продукты распада.
Вопрос: Какую роль играет кровь? (повесить на доску схему «Состав крови»)
Ученики: (используя схему). Состав крови: 1. Плазма – 60 %: 1) Вода – 90 %; 2) Органические вещества: · Белки; · Жиры; · Углеводы (глюкоза). 3) Минеральные вещества (K, Na, Ca, Mg, Cu, Cl). 2. Форменные элементы: · Эритроциты · Лейкоциты · Тромбоциты
Учитель: Постараемся найти взаимосвязь между строением и функциями форменных элементов крови. Для этого оформляем таблицу:
(Учитель записывает на доске, ученики – в тетрадях.)
Вопрос: Какие особенности имеются в строении эритроцитов? Что интересного в форме клеток? Ученики: Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска. Учитель: Оказывается при такой интересной форме площадь поверхности эритроцитов в 1,6 раза больше, чем площадь поверхности шара такого же диаметра. Вопрос: Способствует ли увеличение площади поверхности лучшему выполнению функций эритроцитов? Ученики: Да. Чем больше поверхность эритроцита, тем больше переносится молекул кислорода. Учитель: Запишем эти данные в таблицу.
Физкультминутка. (включить музыку «Одинокий пастух») Учитель: После просмотра диафильма наши глаза устали. Сделаем зарядку для глаз. Повторяем движения за мной: вверх – вниз, вправо – влево, по кругу. Теперь быстро поморгаем в течении 1 минуты.
Экспериментальная работа. Учитель: Проведем экспериментальную работу. Посмотрим с помощью микроскопа препараты клеток крови человека и лягушки и сравним их.
Вопрос: Чем отличаются эритроциты человека и лягушки? Ученики: Размерами. Эритроциты человека меньше, чем у лягушки. Учитель: Оказывается, чем меньше эритроциты, тем лучше они выполняют свои функции. Как вы думаете, почему? Ученики: Быстрее передвигаются. Учитель: Действительно, меньшие размеры эритроцитов человека увеличивают полезную емкость, лабильность крови, поэтому скорость движения крови увеличивается. Внесем краткие данные в таблицу. (Учитель записывает на доске, ученики – в тетрадях.)
Вопрос: (используя таблицу «Эритроциты») В каком направлении шла эволюция эритроцитов? Ученики: Размеры уменьшаются от низших животных к высокоорганизованным. Учитель: Для сравнения приведу пример: Mr (Hb) беспозвоночных = 350 000 Mr (Hb) теплокровных = 16 000
(Mr – относительная молекулярная масса, Hb – молекула гемоглобина) Вопрос: Какой вывод можно сделать? Вывод: Значит, эволюция шла в направлении уменьшения относительной молекулярной массы и, следовательно, размеров эритроцитов. Учитель: Раньше считалось, что у королей и принцесс кровь голубая. Благородной считалась белая незагорелая кожа с просвечивающими голубыми жилками. Вопрос: Какого цвета кровь? Почему? Ученики: Красная, т.к. присутствует белок гемоглобин. Учитель: (Указывая на записи) Когда и где происходят эти процессы? Hb + O = HbO (оксигемоглобин) Ученики: В легких, при обогащении крови кислородом.
Hb + CO2 = HbCO2 (карбогемоглобин) Ученики: в органах и тканях, которые отдают продукты обмена.
Hb + CO = HbCO (карбоксигемоглобин) Ученики: при отравлении угарным газом.
Учитель: Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом? Ученики: При необходимости привести в чувство с помощью нашатырного спирта. Вынести на свежий воздух, чтобы в легкие поступал кислород. Учитель: А вы знаете, что отравление угарным газом может быть добровольным. Как вы думаете, когда? Ученики: При курении. Вопрос: Какие вещества поступают в организм курящего человека вместе с дымом? Ученики: (Используя таблицу) Угарный и углекислый газ. Синильная кислота. Никотин, радиоактивные, канцерогенные вещества. Радиоактивные вещества: Pb (свинец), Bi (висмут), Po (полоний). Канцерогенные вещества вызывают рак. Учитель: Приведу один пример: при прохождении ежегодной флюрографии человек получает облучение – 0,75 Р (рентген) в год. Это предельно допустимая доза. при выкуривании 1 пачки сигарет в день – 500 Р в год (1,36 Р в день) Какой можно сделать вывод на основании этих данных? Ученики: При курении допустимая доза ежедневно превышает норму, значит курящий человек постоянно облучается.
Физкультминутка. (включить музыку «Руки вверх»)
Вопрос: Что такое малокровие? С чем это связано? Ученики: Уменьшение количества эритроцитов. Нужно больше бывать на свежем воздухе. Заниматься спортом. Учитель: (Используя таблицу) Посмотрите на эти данные и вы можете сравнить их со своими анализами крови.
Нормы содержания эритроцитов и гемоглобина в крови.
Учитель: Теперь сопоставим строение других форменных элементов крови – лейкоцитов – с выполняемой функцией. Вопрос: Какая форма лейкоцитов? Какие преимущества они имеют в связи с этим? Ученики: Непостоянная, поэтому они могут проникать даже через стенки капилляров, способны к активному движению. Способ питания – фагоцитоз. Учитель: Все сведения внесем в таблицу.
Учитель: О том, как был открыт фагоцитоз нам расскажет Яна. Она подготовила сообщение.
Сообщение о И.И.Мечникове.
Вопрос: Что такое иммунитет? Ученики: Защитная реакция организма на чужеродные белки. Вопрос: Какие бывают виды иммунитета? Ученики: Врожденный или естественный. Он наследуется потомством от родителей. Приобретенный или искусственный, вырабатывается после перенесенных заболеваний.
Физкультминутка. (включить музыку «Одинокий пастух») Учитель: Восточные знахари знали на теле человека 700 важных точек. При надавливании, массировании этих точек знахари лечили больных людей. Для профилактики инфекционных заболеваний нужно ежедневно их массировать. Повторяйте за мной: (показывает, как массировать точки, ученики повторяют) ангина – точка на большом пальце руки, насморк – на переносице, рядом с крыльями носа, боли в ухе – точка около раковины уха, мочка уха, зубная боль – точка на затылке, головная боль – виски.
Контрольные вопросы: · Как проявляется взаимосвязь строения и функций клеток крови? · Почему кровь называют зеркалом здоровья человека? · Какие факторы окружающей среды влияют на состояние внутренней среды, на состав крови?
Домашнее задание: Закончить таблицу, внести в нее записи о тромбоцитах.
Итоги урока: Что нового и интересного вы узнали на уроке? Оценки за урок. | ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |