Личный сайт

Антоновой Маргариты Анатольевны,

 учителя биологии и химии

  МОУ "Староурмарская СОШ"

Фитодизайн

 

Муниципальное образовательное учреждение

 «Староурмарская средняя общеобразовательная школа»

  

Утверждаю:

_______________/Никифоров А.В./

Приказ № 53 от 13.09.2006

 

  

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

 

ФИТОДИЗАЙН 

 

Работа учителя биологии и химии

МОУ «Староурмарская СОШ»

Антоновой Маргариты Анатольевны

                                                                                                          

Старые Урмары – 2006 год

  

Пояснительная записка.

 

 

2006 год по Указу Президента Чувашской Республики Николая Васильевича Федорова объявлен годом духовного просвещения. Для реализации Указа Президента «О годе духовного просвещения» я поставила перед собой следующую цель – воспитать у школьников стремление создавать прекрасное вокруг себя, помочь учащимся раскрыть свой духовный потенциал, самореализоваться в жизни.

 

Все самое прекрасное в жизни сравнивают с цветами. Они сопутствуют нам во всех знаменательных моментах нашей жизни, окружают нас дома, на работе, на улице, в саду…Цветы не только приятно ласкают глаз, но и облагораживают человека, пробуждая в нем чувство прекрасного, вселяют  веру в свои силы, вызывая восхищение своей жизнестойкостью и приспособлениями к экологическим условиям.

Программа элективного курса «Фитодизайн» предназначена для учащихся 9 классов, рассчитана на 10 часов (3 четверть). Данный курс позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, при его изучении реализуются межпредметные связи с такими предметами как биология, химия, экология, черчение, информатика, физика, геометрия, экономика.

Развиваются умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний.

 Для активизации познавательного интереса используются   экспериментальные исследования, использование информационных технологий, создание творческих проектов.

В процессе изучения данного курса старшеклассники готовятся к практической деятельности, они  смогут профессионально самоопределиться и выбрать свою будущую профессию, связанную с растениями, оформлением интерьера. В любом случае,  знания и умения, приобретенные на занятиях, всегда пригодятся в жизни.

 

Цели курса:

 

1.      Освоение  знаний об основных видах цветочно - декоративных растений, основах фитодизайна.

2.      Развитие творческих способностей, навыков самостоятельного поиска нужной информации.

3.      Воспитание позитивного ценностного отношения к природе,  биологическим законам.

 

 

 

Задачи курса:

Научить:

·        выбирать растения для озеленения,

·        основным приемам аранжировки цветов, составления букетов и цветочных композиций,

·        приемам устройства и содержания цветника,

·        использовать литературу, информационные технологии, творческие проекты,

·        практическому применению умений и навыков.

 

 

Содержание курса:

 

1.      Вводное занятие.

Сказания старины глубокой. Краткая история цветоводства. Классификация комнатных растений.

2.      Экологические группы растений.

Экологические условия выращивания комнатных растений. Определение условий среды по внешнему виду растения. Особенности внешнего и внутреннего строения суккулентов, ксерофитов, мезофитов. Светолюбивые и теневыносливые растения. Однолетние и многолетние растения.

3.      Технология выращивания растений.

Условия содержания растений. Требования к почве. Выбор посуды. Транспортировка растений. Как поливать растения. Требования к температуре, влажности. Пересадка растений. Болезни и вредители растений. Подкормка растений.

4.      Размножение растений.

Семенное и вегетативное размножение растений. Сбор и хранение семян. Проращивание семян. Уход за рассадой.

5.      Растения в доме.

Выбор растений для каждой комнаты. Как лучше разместить растения. Композиции из горшечных растений.

6.      Растения в вашем саду.

Как устроить и содержать цветник. Использование растений в клумбах, выбор растений. Рабатки, газоны, бордюры, партеры, миксбордеры.

7.      Зеленые вертикали.

Лианы в декоративном озеленении. Выбор растений, уход и размножение. Как озеленить веранду, балкон, беседку.

8.      Ландшафтный дизайн.

Альпинарий. Декоративный водоем в саду. Растения в контейнерах. Вечнозеленые растения.

9.      Цветы в букетах.

Искусство составления букетов и композиций. Зимние букеты и композиции. Выбор цветов для букета, уход за букетом. Как дарить цветы.

10.  Заключительное занятие.

Защита проектов: «Моя комната», «Оформление кабинета биологии», «Сад моей мечты», «Клумба», «Беседка», «Приусадебный цветник», «Букет», «Зимняя композиция», «Альпинарий», «Террариум».

 

Тематический план:

 

Тема урока

Методы и  формы 

Кол-во часов

  1. Вводное занятие.

Обзорная лекция, рассказ-беседа

1

  1. Экологические группы растений.

Беседа, заполнение таблицы, исследовательская работа

1

  1. Технология выращивания растений.

Беседа на основе самонаблюдений и предшествующих знаний

1

  1. Размножение растений.

Беседа, фронтальный опрос,  практическая работа

1

  1. Растения в доме.

Работа с литературой, реферат, музей комнатных растений

1

  1. Растения в вашем саду.

Семинар - мозговой штурм, создание плана цветника

1

  1. Зеленые вертикали.

Лекция, беседа, демонстрация фотографий и слайдов

1

  1. Ландшафтный дизайн.

Мультимедийная лекция

1

  1. Цветы в букетах.

Рассказ, практическая работа

1

  1. Заключительное занятие. 

Защита проектов

1

 

Итого:

10

 

Ожидаемые результаты:

 

В результате изучения элективного курса «Фитодизайн» учащиеся должны

знать:

·        Основные виды цветочно- декоративных растений;

·        Экологические группы растений;

·        Способы размножения растений;

·        Основы ландшафтного дизайна.

·        Приемы аранжировки цветов, составления букетов и оформления цветочных композиций;

 

уметь:

·        Создать цветник;

·        Выбрать растения для озеленения;

·        Составить букет;

·        Размножать растения;

использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни;

убедиться в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования природных ресурсов.

   

 

Список литературы:

 

 

  1. Жизнь растений: В 6 т. М.: Просвещение, 1982.
  2. Клинковская Н.И. Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1993.
  4. Ломонос П.Н. Зеленые вертикали. – Мн.: Полымя, 1990.
  5. Николаенко Н.П. Справочник цветовода. М.: Колос, 1990.
  6. Хессайон Д.Г. Все об альпинарии и водоеме в саду. – М.: Кладезь-Букс, 2003.
  7. Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. – М.: Кладезь-Букс, 2003.
  8. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. – М.: Кладезь-Букс, 2003.
  9. Хессайон Д.Г. Все о саде, за которым легко ухаживать. – М.: Кладезь-Букс, 2003.
  10. Хессайон Д.Г. Все о цветах в вашем саду. – М.: Кладезь-Букс, 2003.
  11. Храмова Т.А. Цветы в вашем доме. Кострома,: РИО, 2001.
  12. Шматов В.П. Благоустройство приусадебных участков. – М.: Россельхозиздат, 1985 
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".