| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВУШЕК ПО АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМ ДАННЫМ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ УРМАРСКОГО РАЙОНА ЧР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТАРОУРМАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ЭКОЛОГИИ
Секция «Окружающая среда и здоровье человека»
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВУШЕК ПО АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИМ ДАННЫМ
Работа ученицы 11 класса МОУ «Староурмарской СОШ» Урмарского района ЧР Степановой Ольги Вениаминовны Руководитель: Учитель биологии МОУ «Староурмарской СОШ» Антонова Маргарита Анатольевна
Старые Урмары – 2007
Содержание работы:
Актуальность проблемы Катастрофическое снижение качества и уровня здоровья населения в целом, а особенно у детей и подростков – неопровержимый факт, который вызывает тревогу у специалистов. Человек, безусловно, - абсолютная ценность общества, а его здоровье – гарантия гармоничного развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Вряд ли кто может это оспорить. Однако одного лишь признания актуальности данного тезиса – недостаточно, если за ним не следуют радикальные практические шаги к решению самой проблемы здоровья. Что такое Здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Вопросы сохранения здоровья, оптимизация факторов, которые его формируют, поднимаются не только медиками, но и экологам в связи с тем, что в настоящее время влияние отрицательных факторов окружающей среды неуклонно возрастает, а адаптационные возможности человека как биологического вида не безграничны. Врачи, физиологи, экологи, психологи изучают причины, оказывающие воздействие на организм человека, исследуют механизмы влияния отдельных факторов на протекание физиологических процессов, рассматривают особенности динамики состояния здоровья и возможности его регулирования.
Состояние здоровья любой нации определяется следующими факторами: 1. Заболеваемость 2. Смертность 3. Физическое здоровье.[4]. Ученые тесно связывают состояние здоровья с понятием физического развития. Поэтому так важно научиться самостоятельно проводить морфологические и физиологические измерения и на этой основе оценивать собственное физическое развитие.
Физическое развитие определяется следующими основными показателями: рост, вес, окружность грудной клетки. Существуют дополнительные показатели: мышечная сила рук, жизненная емкость легких, отложение подкожной жировой клетчатки, становая сила. [4]. Пользуясь полученными данными, можно сделать вывод как об уровне здоровья (высокий, средний, низкий), так и гармоничности физического развития.
Прежде, чем приступить к проблеме сохранения здоровья, надо изучить собственное здоровье, поэтому я решила начать работу по исследованию физического развития девушек нашей школы.
Физическое развитие населения Чувашии изучали Цветкова Л.И. (у детей ясельного возраста), Петрова Р.П. (у детей дошкольного возраста и студентов ЧГПИ 1 курса). При изучении физического развития в данных группах было обнаружено: 1. Физическое развитие городских детей превышает физическое развитие сельских детей. 2. Физическое развитие детей русской национальности превышает развитие детей чувашской национальности. 3. Физическое развитие населения Чувашии находится в пределах средних по стране. [4].
Цель работы:
Оценить физическое развитие девушек 10-11 классов относительно средней нормы развития данной возрастной группы методом сигмальных отклонений от стандарта физического развития.
Задачи:
Методы: Сбор антропометрических данных: · Измерение роста с помощью ростомера · Измерение массы тела с помощью рычажных медицинских весов · Измерение ОГГ с помощью сантиметровой ленты Методика работы: Для оценки индивидуального физического развития девушек 10-11 класса мною была проведена следующая работа:
Проведение антропометрических измерений Порядок работы 1. Измерение роста (длины тела) стоя Встать босыми ногами на площадку ростомера в положение «пятки вместе, носки — врозь». Голову держать прямо так, чтобы верхний край ушной раковины и бровь были на одной горизонтали. Пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком касаться ростомера. Измерение роста возможно и у стены с помощью сантиметровой ленты: 2. Измерение массы тела Массу тела определяют с помощью рычажных медицинских весов. До начала работы проверяют точность весов. Во время взвешивания следует стоять посередине весовой площадки в легкой одежде, спокойно и прямо, не раскачиваясь. 3. Измерение окружности грудной клетки (ОГК) Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой в спокойном состоянии, при опущенных руках. Ленту накладывают на углы лопаток сзади, а спереди — по нижнему краю околососковых пигментарных полей. У девушек с хорошо развитыми грудными железами ленту спереди проводят вдоль 4-го межреберья и соединяют по среднеключичной линии. Все измерения повторяются 2—3 раза. Для анализа пользуются средним значением. Все полученные данные занесли в соответствующие таблицы для дальнейшего анализа. В приложении таблица 1. Обычно каждому показателю возраста соответствует определенный рост, вес, окружность грудной клетки. Но так как эти показатели не у всех совпадают со стандартными. То существуют и допустимые отклонения (сигмальные).
Оборудование:
1. Ростометр. 2. Медицинские весы. 3. Сантиметровая лента. 4. Таблицы стандартов физического развития.
Обзор литературы по теме исследования Стандарты физического развития (стандарты нормального роста) - сводка данных, служащая в качестве справочного материала для оценки темпа индивидуального роста или межпопуляционных сопоставлений (в этническом, временном и т.д. аспектах). Такие стандарты должны быть приурочены к определенному времени и месту. Очевидно, что стандартов красоты не существует – нет никакой единой точки отсчета, все меняет и меняется. Давайте посмотрим, как менялись представления о красоте в ходе эволюции. Посмотрите на статуэтки времен палеолита — и вы увидите, что изначально эталон женской красоты был связан с материнством. Широкие бедра, выпуклый живот, огромная обвисшая грудь... В Древнем Египте девушки вовсю мучили себя эпиляцией: удаляли волосы со всего тела, в том числе... с головы! И щеголяли потом в париках из шерсти и льна. Кроме того, они рисовали себе густые черные брови, отбеливали зубы содой, красили глаза зеленой «подводкой» из углекислой меди, а ногти на ногах — растертым малахитом. Древние греки пришли к выводу, что красота—в соблюдении пропорций - то есть гармоничное сочетание красоты в меру тренированного тела и наполненной внутренним светом души. Возрождение возвращает физической красоте право на существование. Более того, приветствует естественные пропорции: телосложение отныне должно быть не то, чтобы мощным, но не худосочным, хоть и «благородным». Но в эпоху Ренессанса у женщин тоже были заморочки. Тогда красивыми считались высокие лбы и лебединая шея, для чего приходилось брить затылки и лбы и почти полностью выщипывать брови К XVII столетию идеалом становится пышная, цветущая женщина. Полюбуйтесь на картины Рубенса и других художников этой эпохи: все натурщицы, мягко говоря, не отличаются худобой, и на их могучих телах отчетливо видны бугорки целлюлита... Романтизм XIX века породил моду на девушек худых и бледных, со взором горящим и меланхоличным выражением лица. Чтобы соответствовать этому возвышенному образу, пышущие здоровьем особы начали изнурять себя диетами, пили уксус для придания коже аристократической бледности. В то же время появляется новая постановка фигуры, напоминающая латинскую букву «S». Верхняя часть фигуры слегка наклонена вперед (так называемая «голубиная грудь»), живот втянут, а нижняя часть корпуса как бы немного отодвинута назад. Это достигалось с помощью специального корсета, стягивающего талию до модного объема (около 55 см.). Несмотря на то, что против корсетов активно выступали врачи, большинство женщин было готово ходить в панцире, на 10-15 сантиметров меньше нормальной талии. Чтобы превратиться в «песочные часы», приходилось потуже затягивать шнуровку корсета, а потом чуть что - барышни падали в глубокий обморок. За последние сто лет представления о красоте менялись стремительно. Если в 1910-е годы царствуют пышные, женственные формы, то десятилетие спустя начинается победное шествие спортсменок, а потом и вовсе приходит мода на мальчишеские фигуры. В 70-е годы, в связи с повальным увлечением спортом, "мускулизацией" женщин, в моду вошла "девушка-парень". Опять короткие волосы, широкие плечи, маленькая грудь и невыдающиеся бедра. Женщина выросла на 5 см. - идеальный рост стал 170 см. Согласно словарю, anorexia nervosa – это потеря аппетита, психологическое расстройство, характеризующееся продолжительным отказом от еды и страхом набора лишнего веса. 95% случаев анорексии наблюдается у девушек в возрасте 12-25 лет, как правило, не страдающих избыточным весом. Добровольное истощение в экстремальных случаях приводит к смерти пациента. Известная модель Наталья Водянова в одном из интервью призналась, что крупные контракты на нее посыпались после того, как она сильно похудела после рождения первого ребенка и весила всего 48 кг. Когда вес Натальи нормализовался, дизайнеры и агенты сетовали на то, что она поправилась. Перемены в модельный мир пришли лишь после того как, в период с августа 2006 по февраль 2007 года от недоедания скончались 3 модели, две из которых были родными сестрами (!). Предсмертная диета состояла из 1 яблока или 1 помидора в день. Исследователи польского университета вывели научные критерии определения физически безупречных женщин и мужчин. Для решения этой задачи, ученые решили отбросить прежний подход и сосредоточили свое внимание на том, как именно параметры различных частей тела связаны с ростом и индексом массы тела (ИМТ), что в итоге позволяет говорить об идеальном телосложении. Наиболее важными параметрами для дам оказались бедра и стройность икр. Поляки изучили важнейшие показатели 24 финалисток национального конкурса красоты, а также 115 других женщин. Они заявили, что вес, рост и обхват бедер, которые, как правило, используются для оценки женской привлекательности, не дают существенных различий между самыми привлекательными и обычными женщинами. Для мужчин, по словам ученых, важнейшими критериями привлекательности всегда выступали рост, ИМТ, объем талии и объем грудной клетки. Исследование также показало, что в среднем самые привлекательные имеют рост 173 сантиметра, объем их талии составляет 76% от объема груди и 70% от объема бедер. Женщины, имеющие параметры Наоми Кэмпбелл, - наиболее близки к идеалу. Наоми Кэмпбелл Индекс массы тела - 20,85 Соотношение обхвата груди к росту - 49,3% Соотношение обхвата талии и груди - 1,4 Соотношение длины ног к длине тела - 1,4 Соотношение обхвата голени к росту - 19,5% Рост - 175 см Соотношение обхвата бедер к росту - 29,7 Что это значит? У женщин, близких к идеалу, объем талии на треть меньше объема бедер, кроме того, объем бюста на три четверти больше того же объема талии. Кроме того, у красоток ноги длиннее, а бедра и голени стройнее, чем у среднестатистической женщины Наталья Водянова – одна из самых востребованных моделей. Она рассказала, что была на грани пропасти из-за стремления похудеть, "но теперь все в порядке". Рост Натальи – 176 см, вес не достигает 50 кг. Ее индекс массы тела – 16. По критериям ВОЗ она больна: слишком худая. Из всего рассмотренного можно сделать вывод, что эталон красоты напоминает маятник часов - от тенденции к минимуму идет тенденция к максимуму. Одно изменяется линейно - рост: человечество со временем растет. Возможно, нормальный рост манекенщицы станет 180 см. Скорее всего, худышки выйдут из моды. Это связано еще и с тем, что с развитием технологии люди ведут все более малоподвижный, оседлый образ жизни - как тут не поправиться?
Оценка индивидуального физического развития Под физическим развитием человека понимают совокупность функциональных и морфологических показателей, характеризующих состояние организма. За основу морфологических изменений (антропометрии) обычно берут три признака: длина тела, обхват груди и масса тела, которые в совокупности называют тотальными размерами тела. Тотальные размеры отражают общий уровень морфологического развития организма, что позволяет суммарно охарактеризовать физическое развитие человека. Ученые установили существенные различия в скорости физического развития детей и подростков разного пола и возраста, разных этнических и территориальных групп. Для каждой из групп были разработаны стандарты физического развития, которые представляют собой цифровые таблицы — шкалы физического развития. При составлении таких шкал, антропологи используют метод сигмальных отклонений, где по каждому из параметров показаны границы нормальных отклонений с помощью среднеквадратичного отклонения — сигмы (?). Шкалы физического развития имеют большое практическое и научное значение. Так, сравнение индивидуальных данных с градациями такой шкалы позволяет оценить физическое развитие человека относительно средней нормы развития данной возрастной, половой, этнической, территориальной группы людей. Однако следует помнить, что «норма» физического развития — величина относительная, она не остается постоянной и может меняться под влиянием различных факторов. Исследования физического развития людей на популяционном уровне проводятся с различными целями, одна из них — установление размаха изменчивости признака, изучение определяющих его факторов. Индивидуальная и популяционная изменчивость обусловлены наследственными и средовыми факторами, которые вместе определяют уникальность каждого человека. Факторы окружающей среды - природные, социальные, экономические - влияют на реализацию наследственной программы вполне определенно. Особенно наглядно это проявляется у детей и подростков. Вторая цель использования фактов, накопленных антропологами и физиологами, — медицина. Знание амплитуды и пределов изменчивости здорового организма необходимо для нахождения граней между нормой» и патологией, раннего выявления болезней и предболезненных состояний.[6]
Обработка результатов работы Оценка результатов исследований расчетом сигмальных отклонений от стандартов Пользуясь данными из таблицы 1, я сравнивала их со стандартами (таблица 6) [7], чтобы оценить физическое развитие методом сигмальных отклонений от стандартов. Оценка результатов исследования осуществляется методом расчета сигмальных отклонений от стандартов, характеризующих величину соответствующих показателей в каждой возрастной и половой группе. Для расчета необходимо из полученной при измерении величины показателя вычесть среднее значение «стандарта» и полученную разность разделить на величину среднеквадратичного отклонения — ? (сигму). Среднее значение «стандарта» и значение ? по всем показателям с учетом возрастной и половой группы берется из соответствующей графы таблицы (см. Приложение, табл. 6). Частное от деления показывает, на сколько ? в большую или меньшую сторону отклоняются различные показатели от средних, присущих данному возрасту и полу. Сигмальные отклонения вычисляются с точностью до десятых долей. Физическое развитие считается средним, если все измеренные величины отклоняются от стандартного сигмального отклонения не более чем на + 1 ?. Показатель развития считается выше «среднего», если величина сигмального отклонения превышает + 1 ?. Показатель развития принято считать ниже «среднего», если величина сигмального отклонения в пределах от —1 ? до —2 ?, и низким, если эта величина менее —2 ?.[6]. Для оценки физического развития я составила таблицы. В них внесла все результаты показателей физического развития, которые были получены при выполнении практических работ. Вычислила разность между величинами фактических показателей и стандартными величинами показателей (в соответствующих графах), проставив соответствующий знак « + » или « - ». Полученную разность делят на величину сигмы. Это и есть сигмальное отклонение.
Выводы:
В ходе работы я выяснила, что среди исследованной группы девушек нашей школы имеются отклонения от стандартов физического развития. По показателям веса соответствуют норме 13 девушек (76,5 %), 3 (17,6 %) – ниже нормы, 1 (5,9 %)– больше нормы. По росту норме физического развития соответствует 11 (64,7 %) девушек, ниже среднего – 4 девочки (23, 53 %), выше среднего – 2 девочки (11,76 %). По обхвату грудной клетки соответствуют норме 14 (82,35 %) девушек, ниже среднего – 2 (11,76 %), выше среднего – 1 девушка (5,9 %). Индекс массы тела в норме – у 10 (58,82 %) девушек, дефицит массы тела – у 7 (41,12 %) девушек. Таким образом, именно антропометрические показатели отражают общий уровень морфологического развития организма, что позволяет суммарно охарактеризовать физическое развитие человека. При обсуждении результатов в классе, мы пришли к выводу, что должны научиться исследовать собственное здоровье, здоровому образу жизни надо учиться, надо формировать культ здоровья, идеалы физически и духовно здорового человека. Очевидно, что приступать к решению этой задачи следует с изучения собственного здоровья и познания закономерностей его корректировки, укрепления и развития.
Рекомендации В нашей школе имеются случаи отставания в физическом развитии, когда колебания сигмального отклонения больше, чем на 2 ?. Это значит, что по показателям веса есть отклонения у одной девушки (№ 9) данные из таблицы 2 и диаграммы 1 – отставание в физическом развитии. Ей нужна консультация врача – специалиста, а в школе к ней должны быть снижены физические нагрузки. Также имеются отклонения больше, чем на 1 ?, значит у данных учениц (№ 1. 2 и 8) непропорциональное физическое развитие. По данным таблицы 4, можно сделать вывод, что по обхвату грудной клетки имеются существенные отклонения у двух девушек (№ 3, 8). Им нужна консультация специалиста.
Использованная литература:
Приложение
Таблица 6. Стандарты физического развития девушек и среднеквадратичное отклонение.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |